Материалы

Приближающийся призыв не обойдётся без масок и перчаток. Он пройдёт без послаблений и снятия ограничительных мер

988

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Генерал-полковник

Евгений БУРДИНСКИЙ

Совсем скоро очередные новобранцы пополнят армию и флот. О том, как будут осуществляться призывные мероприятия и отправка в войска, в интервью корреспонденту «Красной звезды» рассказал начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба ВС РФ генерал-полковник Евгений БУРДИНСКИЙ.

– Евгений Владимирович, с наступлением 1 апреля в нашей стране традиционно стартует весенний призыв, а это значит, что уже сейчас пополнить армейский строй готовятся тысячи юношей… Сколько в этот раз тех, кто на год примерит военную форму, а вместе с этим освоит и военно-учётную специальность?

– Общее количество призываемых этой весной граждан составит более 134 тысяч юношей. Это немного меньше, чем в аналогичный период прошлого года. Напомню, что тогда согласно указу президента служить отправились 135 тысяч человек.

– Помнится, тот призыв шёл в очень непростых условиях, когда наша страна, да и весь мир, только столкнулись с новой коронавирусной инфекцией. Объявлялись национальные локдауны, вводились карантинные меры, самоизоляция…

– Да, действительно, стремительное распространение неизвестного до этого вируса COVID-19 потребовало введения жёстких ограничительных мер. С учётом серьёзной эпидемиологической обстановки в кратчайшие сроки пришлось перестроить свою работу и военкоматам. Нам пришлось учитывать риски, связанные с угрозой распространяющегося коронавируса, что повлекло за собой внедрение новых, нестандартных методов проведения призывных мероприятий.

Мы скорректировали отправки, первые из которых, напомню, состоялись в конце мая.
С новобранцами для их изучения беседы проводились по телефону, а также по средствам видеосвязи. На призывные комиссии вызывались преимущественно граждане, подлежащие призыву на военную службу. Их оповещение проводилось с использованием СМС-сообщений и интернета.

С 15 апреля по вторникам и четвергам с 10 до 12 часов (мск) в ГОМУ ГШ начнёт работать прямая линия по призыву. Телефоны: 8(495) 498-96-96, 498-96-97, 498-96-98

Потоки прибывающих в военкомат молодых людей были разделены с учётом минимизации контактов с посетителями.

Военные комиссариаты были обеспечены необходимым медицинским имуществом: масками, перчатками, бактерицидными лампами и дезинфицирующими средствами. Кроме того, при входе осуществлялся барьерный контроль в виде обязательной термометрии. Отмечу, что тестированием на наличие коронавирусной инфекции на сборных пунктах были охвачены все категории граждан – от сотрудников военных комиссариатов и новобранцев до представителей воинских частей, прибывающих за пополнением. Сформированные команды допускались к отправке только после получения отрицательных результатов тестов у призывников и старших команд.

И если весной тестирование призывников осуществлялось только на сборных пунктах субъектов Российской Федерации, то осенью они тестировались поэтапно – в муниципальном образовании, на сборном пункте и по прибытии в воинскую часть.

Средства индивидуальной защиты выдавались новобранцам на весь путь следования до воинской части.

К слову, перевозки личного состава проходили с соблюдением необходимой дистанции. И здания военкоматов, и транспорт подвергались регулярной санитарной обработке. К этим работам были привлечены более 200 военнослужащих подразделений РХБ защиты, в том числе с использованием специальной техники – авторазливочных станций.

По согласованию с Минтрансом России, ОАО «РЖД» и авиаперевозчиками доставка молодого пополнения проводилась в отдельных прицепных вагонах графиковых поездов и отдельными рейсами военно-транспортной и гражданской авиации. При этом возможности контактов призывников с посторонними лицами при следовании к местам прохождения службы как на призывных, так и на сборных пунктах исключались.

Для обеспечения воинских перевозок молодого пополнения были задействованы свыше 30 воинских эшелонов, 250 рейсов самолётов авиации Вооружённых Сил Российской Федерации, 60 чартерных рейсов гражданской авиации, а также автомобильный транспорт воинских частей. Более 2 тысяч отдельных вагонов в составе пассажирских поездов укомплектовывались только военнослужащими.

На случай если военнослужащий заболевал в пути следования к месту прохождения военной службы, в воинских эшелонах предусматривались вагоны-изоляторы.
Встреча и перевозка с вокзалов и аэропортов прибывающих в пункт постоянной дислокации призывников осуществлялись автомобильным транспортом воинской части. Перемещение военнослужащих общественным транспортом было исключено.

По прибытии в часть всех призывников ждал двухнедельный карантин. Их размещение, питание и обучение организовывались отдельно от всего остального личного состава.

Все меры, доказавшие свою эффективность, позволили нам выполнить призыв с должным качеством и в срок. Успешно опробовав эти меры прошлой весной, мы продуктивно использовали их и осенью.

– Судя по перечисленным мерам, организация призывных мероприятий в условиях пандемии была продумана до мелочей. Но сегодня ограничения постепенно снимаются, возвращая граждан к прежней нормальной жизни. Этой весной будет так же строго? Маски и перчатки сохранятся в качестве дополнения к выдаваемым на призывных пунктах военной форме и другим видам довольствия?

– Однозначно. Добавлю, что даже в состав несессеров, выдаваемых призывникам, входит теперь средство для дезинфекции рук.

Мы не имеем права рисковать здоровьем наших новобранцев. Поэтому и термометрия, и масочно-перчаточный режим, тестирование на COVID-19 как призывного контингента, так и сотрудников военных комиссариатов, регулярная санобработка помещений – всё это сохранится. К тому же все должностные лица военных комиссариатов, принимающие участие в мероприятиях призыва граждан на военную службу, были провакцинированы в первоочередном порядке. Это позволит исключить риски заражения призывников, дополнив комплекс ранее установленных противоэпидемических мер.

– Ждёт ли вакцинация новобранцев?

– Такое право есть у каждого гражданина Российской Федерации. Если до призыва в армию он не успел сделать этого, при желании его привьют в воинской части. К слову, вакцинация военнослужащих и гражданского персонала от COVID-19 уже идёт в войсках.

– Вы упомянули об обязательном тестировании призывников на COVID-19. Каковы результаты таких мер, скольких заболевших удалось выявить, не допустив, таким образом, распространения инфекции в войсках?

– Организованный на призывных и сборных пунктах субъектов Российской Федерации барьерный контроль, а также тестирование призывников, к примеру, этой осенью позволили своевременно выявить более 1,5 тысячи граждан, заражённых коронавирусной инфекцией, и около 7,2 тысячи контактных лиц. Все заболевшие призывники, в том числе коронавирусной инфекцией, незамедлительно направлялись на лечение в региональные и муниципальные медицинские учреждения. Контактные – после прохождения карантинных мероприятий были отправлены в войска.

– Евгений Владимирович, каждую осень и весну мы говорим об особенностях призыва, связанных с физико-географической спецификой регионов нашей необъятной страны. Напомните, жителей каких регионов он сейчас не затронет, а у кого в этом году есть возможность попасть в армейский строй только этой весной?

– Вы правы. Нынешний призыв охватит не всю страну – проходить он будет лишь в 83 субъектах Российской Федерации.

В войска не будут призываться жители Республики Коми и Ямало-Ненецкого автономного округа. Призывные мероприятия здесь проводятся только осенью.
Один раз в год – с 1 мая по 15 июля – призываются на военную службу граждане в 24 муниципальных образованиях пяти субъектов Российской Федерации: Республики Саха (Якутия), Забайкальского, Камчатского и Хабаровского краёв, а также Чукотского автономного округа.

– Раз речь зашла о регионах, подскажите, где с призывом по итогам прошлого года справились лучше всего, опять же учитывая непростую эпидемиологическую обстановку?

– Безусловно, субъекты и муниципальные образования, главы которых возглавляют призывные комиссии, вносят большой вклад в решение этой важной государственной задачи. При их всесторонней поддержке осуществляются призывные мероприятия, в том числе и подготовка будущих защитников Родины. Наиболее организованно призыв был проведён в республиках Крым и Татарстан, Ставропольском крае, Воронежской и Белгородской областях, а также в Москве.

– Некоторые из перечисленных субъектов, если я не ошибаюсь, даже удостаивались Вымпела министра обороны за лучшую работу с призывниками…

– Причём неоднократно. Так, в прошлом году, например, второй раз Вымпел мы вручали Белгородской области, выигравшей в конкурсе на лучшую организацию призыва и, подчеркну, подготовку граждан к военной службе.

– То есть оценке подлежит не только проведённая призывная кампания?

– Всё верно. Наш конкурс гораздо шире и затрагивает всестороннюю подготовку молодёжи к службе в армии не только непосредственно перед отправкой в войска, а начиная со школьной скамьи и привития подрастающему поколению чувства патриотизма и любви к своей Родине. Поэтому, помимо учётно-призывной работы, большое внимание уделяется налаженному в регионе военно-патриотическому воспитанию, развитию движения «Юнармия», поисковому движению и многим другим аспектам.

– А кто сегодня претендует на звание стать лучшим в этом вопросе, уже известно? И как будет оцениваться военно-патриотическая работа, ведь большую часть года дети провели на удалёнке?

– Центральная конкурсная комиссия как раз завершает свою работу. По итогам окружных отборочных этапов лидерами стали Ставропольский край, республики Башкортостан и Бурятия, Орловская и Архангельская области.

Пандемия заставила не только военные комиссариаты переформатировать свою работу. Школы тоже перешли на удалённый режим работы с использованием современных средств коммуникации и различных платформ. Поэтому, как и учебный процесс, военно-патриотическая работа не прекращалась, несмотря на серьёзные ограничительные меры. Она перешла в новую плоскость, заставила искать новые, более современные подходы посредством сети интернет, где сосредоточены интересы нашей сегодняшней молодёжи. Убеждён, что появившиеся как вынужденные, некоторые из них, наиболее удачные формы и подходы будут использоваться и в дальнейшем. Конечно, этот факт конкурсной комиссией будет учитываться отдельно при подсчёте баллов.

Хочу также отметить, что награждение победителя конкурса в этом году будет проводиться в рамках Всеармейского фестиваля «Армия России» в Москве.

– Евгений Владимирович, не так давно в СМИ проходила информация о размещении новых научных рот в технополисе ЭРА. Речь идёт об увеличении численности этих элитных подразделений?

– Нет. Увеличения их пока не запланировано. Просто произошли изменения в организационной структуре. Поскольку в Военном инновационном технополисе ЭРА были запланированы создание и оснащение новых лабораторных комплексов по шести направлениям, три научные роты, осуществляющие научную деятельность в интересах центральных органов военного управления, решено передислоцировать. Это позволит систематизировать их работу и повысит эффективность научных исследований и разработок.

Таким образом, на сегодняшний день функционируют 17 научных рот, из них 8 – на базе Военного инновационного технополиса ЭРА. Весной туда планируется направить более 300 человек. Комплектование их будет осуществляться, как и прежде, путём персонального отбора в вузах и военных комиссариатах из наиболее талантливых призывников, годных к военной службе, а также склонных к научной работе и имеющих высшее образование по профилю, который должен соответствовать направлению научных исследований, проводимых в интересах Министерства обороны.

К слову, продолжится отбор призывников этой весной в научно-производственные, а также спортивные роты. Подробности о том, как попасть в эти подразделения, а также любую другую информацию о призыве можно найти на официальном сайте военного ведомства.

– Несколько недель назад «Красная звезда» писала о ещё одних не совсем обычных подразделениях – казачьих, созданных в Самарской области. Расскажите о них подробнее. Что их отличает от остальных, служат ли по призыву казаки в других регионах?

– На сегодняшний день в Вооружённых Силах насчитываются 18 соединений и воинских частей, подлежащих комплектованию по призыву и контракту реестровыми казаками, с которыми ведётся работа и по включению в мобилизационный людской резерв. Наиболее активна эта деятельность в трёх военных округах – ЮВО, ЗВО и ЦВО. Здесь сформированы подразделения, укомплектованные казаками из Центрального казачьего войска и Всевеликого войска Донского, а также Кубанского и Волжского войсковых казачьих обществ.

А в Самарской области осенью армейский строй впервые пополнили 30 таких ребят, осваивающих сегодня военные специальности и современные средства вооружения в 91-й бригаде управления связи 2-й гвардейской общевойсковой армии. Такое же пополнение ждут здесь и этой весной. Всего в настоящее время службу по призыву в Вооружённых Силах проходят более 800 человек из числа реестровых казаков.

– А есть ли возможность у призывников проходить альтернативную гражданскую службу в Вооружённых Силах?

– Да, конечно. Она распространяется на тех, для кого несение военной службы противоречит их убеждениям. Для них предусматривается обучение по курсу подготовки санитаров и основам милосердия. В дальнейшем они направляются в медицинские организации Вооружённых Сил Российской Федерации.

В настоящее время 10 человек уже проходят альтернативную гражданскую службу в госпиталях Западного военного округа на должностях санитаров, ещё семь человек обучаются.

– Евгений Владимирович, всего пару дней осталось до начала призыва. С каким напутственным словом вы бы обратились к сегодняшним призывникам?

– Вооружённые Силы Российской Федерации продолжают менять свой облик, служба становится всё более престижной, являясь сегодня для многих граждан надёжным социальным лифтом.

Год службы пролетит незаметно. Для одних – это возможность возмужать, повзрослеть, получить военно-учётную специальность, обрести настоящих армейских друзей. А для других военная служба по призыву – путь к призванию, которое становится делом всей жизни. Ведь не зря люди, выбравшие профессию защитника Родины, во все времена пользовались особым почётом и уважением.

Немало случаев, когда по окончании прошедшего года призывники решают не расставаться с военной формой, заключают контракт. К примеру, операторы научных рот имеют возможность стать офицерами и получить своё первое воинское звание – «лейтенант».

Поэтому всем пожелаю лёгкой службы, а для того, чтобы она была комфортной, в воинских частях нашей армии сегодня созданы все условия.