Материалы

Разъяснения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросу проведения специальной оценки условий труда у микро и малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей

Департамент условий и охраны труда Минтруда России по вопросу проведения специальной оценки условий труда сообщает, что положения Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» распространяются только на трудовые отношения.

В этой  связи, если руководитель организации осуществляет деятельность на основании трудового договора, то специальная оценка условий труда на его рабочем месте должна проводиться.

При этом состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда формируется согласно требованиям части 3 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

С учетом требований указанной статьи комиссия по проведению специальной оценки условий труда не может состоять из одного представителя.

 С  учетом требования Федерального закона от 28 декабря  2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» проведение специальной оценки условий труда в Российской Федерации должно быть завершено не позднее, чем 31 декабря 2018 г.

В связи с завершением переходного пятилетнего этапа проведения специальной оценки условий труда в Минтруд России поступают обращения представителей микро и малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей предпринимательства по вопросам проведения специальной оценки условий труда в их организациях.

В целях доведения отдельных вопросов проведения специальной  оценки условий труда в организациях микро и малого бизнеса Минтрудом России подготовлены следующие  разъяснения:

1. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда проводится у всех работодателей.

2. В соответствии  с Трудовым кодексом Российской Федерации работодатель – физическое лицо, юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

3. В случае, если у индивидуального  предпринимателя отсутствуют наемные по трудовому договору работники, то специальная оценка у него не проводится.

4. В случае, если индивидуальный предприниматель привлекает специалистов (бухгалтеров, юристов и т.п.) на условиях аутсорсинга (по гражданско-правовому договору), данные специалисты работают на дому (или дистанционно) и у них отсутствуют постоянные рабочие места, то специальная оценка условий труда у таких индивидуальных предпринимателей не проводится.

5. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам специальной оценке условий труда не выявлены, работодателем в Государственную инспекцию труда субъекта Российской Федерации (по месту его нахождения) подается декларация. Срок действия поданной декларации -10 лет при условии отсутствия на декларируемом рабочем месте несчастного случая на производстве, профессионального заболевания или нарушений, выявленных государственной инспекцией труда в субъекте Российской Федерации.

Декларация может быть подана дистанционно на сайте Роструда в сети «Интернет»https://www.rostrud.ru/.

6. Для вновь образованных в 2018 году работодателем рабочих мест срок проведения специальной оценки условий труда составляет 12 месяцев. Таким образом, если  рабочее место образовано, к примеру, в декабре 2018 года, то срок завершения специальной оценки условий труда - декабрь 2019 года.

7. В целях контроля за соблюдением работодателем Федерального закона «О специальной оценке условий труда» Минтрудом России совместно  с Федеральной службой по труду и занятости в 2019 году планируется реализация механизма предупреждения нарушений обязательных требований законодательства  о специальной оценки условий труда.

Суть данного механизма контроля заключается в направлении работодателю предостережения о недопустимости нарушения работодателем требований охраны труда.  В предостережении устанавливается срок устранения возможного нарушения.

И  только в случае не исполнения работодателем данного  предостережения включается механизм административного рассмотрения правонарушения, с последующим наложением на работодателя санкций, предусмотренных нормами статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-Кодекс).

Предполагаемый подход позволит добросовестному и ответственному работодателю устранить нарушение без наложения на него предусмотренных Кодексом штрафов.